Простянкин Валерий - профессиональный резчик. Выполняет высокохудожественную плоскорельефную резьбу, инкрустацию золотом, серебром, перламутром, костью. Подробней... Мастер-класс
Полезные статьи
Статьи о видах резьбы по дереву, породах древесины, инструменте и т.д.
У нас на сайте
Юрий Фирсанов -скульптор, дизайнер. Использует богатейшие возможности древесины для поиска своего стиля и круга образов, через которые он может выразить собственное понимание жизни.Подробней...
В сети
Гостей: 1 Пользователей: 0 На этой странице: 1 Пользователей: 3614, Новичок: yunosh
У нас на сайте
Игорь Ивченко - скульптор, Одесса. Резная деревянная скульптура в утонченной авторской пластике.Уникальные шахматы, бронза.Подробней...
До сих пор до конца не выяснена природа наростов. Появление одних вызывается поражением клеток грибами, морозом или на местах механических повреждений, других — определенными вирусами. Есть также мнение, что наросты возникают на том месте, где сидел пчелиный рой, после чего из-за биологического стимулирования древесина растет в несколько раз быстрее.
Нарост может быть шарообразным или любой неправильной формы. Направление волокон древесины в нем искривляется. На тангентальных срезах он дает красивую текстуру.
Наросты по расположению в них волокон делятся на две группы: обыкновенные, рисунок которых напоминает аккуратно расчесанные волосы , носящие название сувель-вала, и наплывы с причудливо закругленными мелкими кружевными узорами — капы .
Обычно наросты имеют небольшие размеры, но встречаются экземпляры до двух метров в диаметре и весом более тонны. И вся эта масса сплошь покрыта волшебными узорами.
Свилиеватость (сильная спутанность, извилистость) нароста при распиле и полировке дает оригинальный причудливый узор текстуры в виде перламутровых переливов и завихрений у сувель-вала и множества переливающихся концентрических окружностей с темно-коричневыми точками — похожий на крыло бабочки (у капа).
Вначале из капа делали предметы обихода — удобный ковш, черпак или ложку, чашу или братину, сняв с внешней стороны только кору. Эти изделия были необычайно прочны и долговечны.
Но в них рисунок капа оставался нераскрытым. Лишь гораздо позже, когда научились распиливать на тонкие пластинки и полировать, его стали ценить как отличный декоративный материал. В начале XIX в. русские столяры- краснодеревщики начали применять кап наравне с древесиной ценных пород для декоративной отделки мебели. В это же время появились шкатулки и табакерки из капа. Некоторые искусно выполненные изделия ценились буквально на вес золота. Кап нередко инкрустировали перламутром, самшитом и слоновой костью.
Признанным центром обработки березового капа считается бывшая Вятская губерния, ныне Кировская область. Вятские крестьяне издавна изготовляли из капа ложки, ковши, кружки, братины. Но когда однажды, в начале прошлого века, столяру Григорию Макарову дали заказ на деревянную табакерку, он для шарнира использовал кап. С тех пор столяр стал много резать из этого необычного и красивого материала. Именно он получил первую золотую награду на Всероссийской мануфактурной выставке в Петербурге в 1829 г.
Развили промысел столяр Лука Пересторонин, делавший шкатулки с секретами, и слепой резчик Амвросий Ковязин, который непостижимым образом, только на ощупь, создавал музыкальные шкатулки с тайниками.
Мировую славу капу принес мастер Николай Бронников. Он знал о работах Макарова и Ковязина, но пошел дальше этих мастеров. Начав с простых вещей, Бронников позднее сделал из древесины капа часы, которые удивили весь мир.
В те времена даже металлические карманные часы считались немалой редкостью. Бронников оставил крестьянское хозяйство и занялся созданием часов, за что попал в психиатрическую больницу. Целый год пробыл там мастер. Многое передумал и продумал все до мелочей. А когда его выпустили, снова взялся за часы, работу над которыми закончил через шесть лет. В диаметре они были три сантиметра. Корпус и футляр мастер вырезал из капа, механизм, циферблат и цепочку — из пальмы, стрелки — из жимолости, пружину — из закаленного бамбука, а для большей красоты кружки под цифры подложил перламутровые.
За ничтожную плату их купили для японского императора.
Всего Бронников изготовил десять часов, и все они оказались за границей, только одни случайно вернулись на родину. В 1871 году во время Парижской коммуны из Франции в Россию бежал некий француз и привез уникальные часы Бронникова, выполненные когда-то по заказу.
Редкое искусство резьбы из капа не погибло. В нашей стране имеется несколько предприятий, где изготавливаются портсигары, папиросницы, шкатулки, ящички для рукоделия, мундштуки, курительные трубки, бювары, шахматные доски и другие вещи из этого удивительного материала. Изделия, изготовленные из капа и капо-корня, очень прочны, несмотря на тонкие стенки (3—4 мм). И к тому же легки и изящны.
Основные центры производства этих художественных изделий — Кировская область и Башкирская АССР.
В небольшой мастерской молжно применять традиционный способ подготовки капа. Заключается он в следующем. Пластины кипятят в воде в течение 5—6 часов в обычном чугуне. Затем воду выливают, а пластины снова укладывают в чугун, обкладывая со всех сторон слоем березовых опилок таким образом, чтобы пластины не прикасались к стенкам посуды и друг к другу. Для увлажнения наливают немного воды из расчета 1—1,5 литра на 7 килограммов пластин. Посуду закрывают и ставят на сутки в жарко протопленную русскую печь. На следующий день остывшую печь протапливают и опять ставят в нее чугун, так повторяя 3—4 раза, т. е. до тех пор, пока пластины не приобретут необходимого золотисто-янтарного или темно-шоколадного цвета.
Для сушки выпаренные пластины складывают небольшим слоем на русскую печь и сушат 5—6 суток, накрыв плотной тканью. Это надо для того, чтобы замедлить процесс высыхания и тем самым уменьшить коробление и растрескивание. Досушивают пластины открытыми.
На пропаренных и высушенных золотисто-коричневых пластинах появляется узор из линий, пятен, точек. Его и используют мастера в качестве декора.
Есть еще одна технология подготовки нароста к обработке. Нарост вымачивают в воде 3—5 суток и закапывают в землю, обычно в подвале. Спустя год его выкапывают. И поскольку слои нароста отличаются друг от друга водопроницаемостью, то и по-разному окрашиваются: темный цвет чередуется со светлым. Сушат в щадящем режиме. После долбления, шлифовки и вощения или лакирования рисунок проявляется более четко и ярко (фото 10).
Кап используют для изготовления абажуров, настольных ламп, торшеров, поскольку пластинка из капа толщиной 1 мм пропускает свет электрической лампочки.
Обрабатывают прочную древесину наростов резцами из твердой стали, которые можно изготовить из отработанных железнодорожных рессор.
Работа с капом интересна своей неожиданностью. Порой до самого окончания работы над изделием резчик не может знать, что же выйдет из-под резца.
По материалам книги В.М. Сафроненко "Вторая жизнь дерева"
Охотничья тема часто используется в оформлении интерьеров. Предлагаем вашему вниманию точные копии охотничьих трофеев от мастера резьбы по дереву Рысева Виктора. Голова лося в натуральную величину выполнена с мельчайшими деталями, - даже вблизи как настоящая! Цельный кедр, натуральный рог, покрыта воском с глубокой пропиткой, акрил. От кончика носа до основания - 55 см, от уха до носа - 75
А так же: голова кабана и другие работы.
На нашем сайтерезьба по дереву различных стилей и направлений, МАФ (малые архитектурные формы) из дерева, детские городки, беседки из дерева различных форм и размеров, деревянные колодцы, деревянная скульптура , домовая резьба, перголы, плоскорельефная резьба, детские площадки, барельеф, геометрическая , прорезная, пропильная, контурная, скобчатая, кудринская, плосковыемчатая резьба, контррельефная резьба. Изготовление резных декоративных элементов лестниц . Изготовление нестандартной мебели из дерева. Размещены статьи о резьбе, дереве, лестницах, инструментах.
Все интересующие вас вопросы можно разрешить здесь
Требуется художник для росписи деревянной скульптуры.
Требуются резчики по дереву для изготовления садовой скульптуры высотой от 1м. Выпускники и студенты старших курсов Богородского училища резьбы по дереву получат преимущество при наличии профессиональных навыков!!!
Куплю брёвна тополя диаметром от 35см при длинне от 1м.
Требуется столяр для изготовления домиков на колодец (г. Раменское)
Вячеслав Черношей - резчик нэцке и окимоно. Использует для изготовления своих работ дерево, янтарь, кость. Подробней... Посмотреть Самшит,инкрустация янтарем.