Резьба по дереву

       
Добро пожаловать

Пользователь:

Пароль:


Запомнить

У нас на сайте
Простянкин Валерий - профессиональный резчик. Выполняет высокохудожественную плоскорельефную резьбу, инкрустацию золотом, серебром, перламутром, костью. Подробней... Мастер-класс
Полезные статьи
Статьи о видах резьбы по дереву, породах древесины, инструменте и т.д.
У нас на сайте
Юрий Фирсанов - скульптор, дизайнер. Использует богатейшие возможности древесины для поиска своего стиля и круга образов, через которые он может выразить собственное понимание жизни. Подробней...
В сети
Гостей: 1
Пользователей: 0
На этой странице: 1
Пользователей: 3614, Новичок: yunosh
У нас на сайте
Игорь Ивченко - скульптор, Одесса. Резная деревянная скульптура в утонченной авторской пластике.Уникальные шахматы, бронза.Подробней...
Геометрическая резьба
Геометрическая резьба
kiper 03.02.2016

Геометрическая резьба - один из самых древних и распространенных видов деревянной орнаментальной резьбы.Геометрическая резьба выполняется в виде двух-, трех- и четырехгранных выемок, образующих на поверхности узор из геометрических фигур — полос, треугольников, квадратов, окружностей, сегментов. Из этих простейших порезок, выполняемых одним инструментом — ножом-косяком, создают богатейшие по форме и ритмам узоры, применяемые для украшения различных предметов домашнего обихода (фото 4).
Геометрическая резьба выгодно отличается от других видов резьбы большим разнообразием приемов художественного оформления деревянной поверхности. В то же время эта резьба не сложна для выполнения, она не требует, как рельефная резьба, специальных знаний теории рисунка, сложного набора инструментов.
Геометрическая резьба подразделяется на две разновидности: трехгранно-выемчатую и скобчатую, или ногте-
видную. -
Трехгранно-выемчатая резьба — это резьба, резными элементами которой являются треугольники, прямоугольники, трапеции, квадраты, ромбы.
Техника вырезания элементов трехгранно-выемчатой резьбы одинакова и состоит из двух этапов: накалывания и подрезки (рис. 2).



Вырезают треугольник так. На его середину наносят точку, в которую вставляют носик ножа, а рукоятку располагают строго вертикально. Пятку ножа направляют к одной из вершин треугольника и с усилием нажимают на рукоятку так, чтобы носик на 2—3 мм вошел в древесину, а пятка едва коснулась вершины треугольника. От средней точки делают накалывание и к двум остальным вершинам треугольника, при этом поворачивают доску, а не нож. После накалывания приступают к подрезке. В зависимости от глубины резьбы косяк держат под углом 30—45° к поверхности доски, ставят его к вершине треугольника и медленно ведут острие вдоль стороны треугольника, постепенно углубляя носик к середине на 2—3 мм; от середины по мере приближения к другой вершине, постепенно выводят носик косяка на поверхность доски. При правильной и точной подрезке от доски легко отделяется маленькая трехгранная пирамидка. Повернув доску на 120°, делают следующую подрезку и извлекают вторую пирамидку, а при очередной подрезке — третью, последнюю. Так выбираются все элементы.
Трехгранные выемки можно делать угловым резаком, который имеет угол между двумя лезвиями 70—80° и одностороннюю заточку. Угловым резаком удобно получать неглубокие выемки, он согнут в сторону фасок заточки на 20—30° или закреплен под таким наклоном к ручке.
Трехгранно-выемчатая резьба довольно эффектно выглядит на белой древесине, но ее можно тонировать и подкрашивать.
Для резьбы выбирают хорошо высушенную однородную древесину всех лиственных пород без ярко выраженного текстурного рисунка (березы, липы, осины, тополя, ольхи, ивы и др.).
Миниатюрную резьбу выполняют на твердой древесине самшита, груши, яблони, клена и граба.
Резьбу крупными элементами применяют на древесине хвойных пород, так как форма резьбы с мелкими элементами будет искажаться годичными слоями. Кроме того, не исключено скалывание древесины вдоль волокон. Именно поэтому древесину сосны применяли в основном для резных украшений крестьянских изб.
Заготовку для резьбы нужно тщательно остругать и отциклевать, но ни в коем случае не зачищать наждачной бумагой, поскольку мельчайшие частицы абразива, застревая в волокнах древесины, при резьбе попадают под лезвие стамески или ножа и тупят его. Это делается только после завершения всех резных работ.
Придать изделию цвет старого дерева можно с помощью протравы. Готовят ее следующим образом. В уксус кладут куски стальной проволоки или гвозди и оставляют на несколько суток, затем разбавляют водой и наносят раствор на поверхность древесины кистью или тряпичным тампоном, укрепленным на деревянной рукоятке. Операцию надо выполнять в резиновых перчатках.
Высохшую после тонирования поверхность резного изделия слегка шлифуют мелкой наждачной бумагой; выступающие элементы светлеют, и резьба выглядит более контрастной и рельефной.
Основными элементами узора скобчатой резьбы является скобчатая выемка (ноготок), выполняемая полукруглой стамеской или резаком с заоваленным (полукруглым) лезвием и ножом-косяком^
Для скобчатой резьбы характерны плавные округлые линии и мягкие переходы светотеней в желобчатых выемках. Чаще всего этой резьбой украшали ковши, солонки, вальки для выколачивания и рубели для глаженья белья, игрушки, шкатулки, прялки, детали ткацких станков. Знаменитые городецкие донца из осины, инкрустированные мореным дубом, украшались одновременно скобчатой и контурной резьбой.
В прошлом веке скобчатую резьбу в сочетании с контурной широко применяли ярославские резчики. Прялки, изготовленные на ярославщине, по одному небольшому фрагменту резного убранства можно было сразу же отличить от других, распространенных на Руси. Ярославские прялки имели своеобразную форму лопасок, отдаленно напоминающую силуэт высокого терема. В форму лопаски-стойки резчики умело вписывали многоэтажный терем, увенчанный остроконечной башней, поэтому их так и называли — теремковые.
Техника скобчато-контурной резьбы позволяла лаконично и живо передавать сцены, происходившие в теремах: праздничное застолье, беседу за самоваром, задорные русские пляски. В нижней части прялки изображались сцены, которые могли происходить только вне терема: прогулки, гулянья, поездки жениха на санях к невесте...
Ярославские мастера вырубали прялки из березовой древесины. И это не случайно. На достаточно твердой, плотной и однородной древесине нож и стамеска оставляли очень четкий и гладкий срез без сколов.
Скобчатую резьбу молено встретить и на многих других изделиях из древесины, как правило, в сочетании с другими видами резьбы. Применяли ее и при изготовлении пряничных досок. Они вырезались из более твердой древесины, чем береза, в основном из груши или клена. Мастера знали: чем плотнее и тверже древесина, тем сложнее и мельче может быть резьба с тонкой проработкой деталей.
Скобчатая резьба нередко служит декором объемной резьбы. Ее можно встретить на скульптурно обработанных деталях ткацкого станка, на сосудах в виде животных — коня и утицы. На богородских игрушках она незаменима там, где нужно имитировать, например узоры на одеждах сказочных персонажей, птичье оперение или рыбью чешую.
Скобчатую резьбу можно с успехом применять и при украшении современных изделий из древесины: шкатулок, коробочек, карандашниц, выточенных на токарном станке, разделочных досок и декоративных настенных панно. Приобретя навыки работы с полукруглой стамеской, можно самому создавать оригинальные орнаментальные композиции. Надо лишь помнить, что наиболее чистый срез получается только тогда, когда подрезка выполняется или вдоль волокон, или под углом к волокнам. Подрезка поперек волокон дает шероховатый срез. Эти особенности нужно учитывать при выборе резного узора.




Источник: По материалам книги В.М. Сафроненко "Вторая жизнь дерева".

Ещё статьи



>> Список статей в этой категории
<< Назад на главную страницу статей
Оценка
Статья была оценена:  4.7 - 4 голосов
Охотничья тема
Охотничьи трофеи из дерева

резьба бензопилойрезьба бензопилой
Охотничья тема часто используется в оформлении интерьеров. Предлагаем вашему вниманию точные копии охотничьих трофеев от мастера резьбы по дереву Рысева Виктора. Голова лося в натуральную величину выполнена с мельчайшими деталями, - даже вблизи как настоящая! Цельный кедр, натуральный рог, покрыта воском с глубокой пропиткой, акрил. От кончика носа до основания - 55 см, от уха до носа - 75
А так же: голова кабана и другие работы.
На сайте
На нашем сайте резьба по дереву различных стилей и направлений, МАФ (малые архитектурные формы) из дерева, детские городки, беседки из дерева различных форм и размеров, деревянные колодцы, деревянная скульптура , домовая резьба, перголы, плоскорельефная резьба, детские площадки, барельеф, геометрическая , прорезная, пропильная, контурная, скобчатая, кудринская, плосковыемчатая резьба, контррельефная резьба. Изготовление резных декоративных элементов лестниц . Изготовление нестандартной мебели из дерева. Размещены статьи о резьбе, дереве, лестницах, инструментах.

Все интересующие вас вопросы можно разрешить здесь
Мы в КОНТАКТЕ

Группа Резьба по дереву для всех

Делимся информацией, общаемся, хвастаемся достижениями, предлагаем литературу фото и видео своих и просто красивых работ по теме РЕЗЬБА по ДЕРЕВУ.
Поиск Резьба по дереву .RU

Доска объявлений
Требуется художник для росписи деревянной скульптуры.

Требуются резчики по дереву для изготовления садовой скульптуры высотой от 1м. Выпускники и студенты старших курсов Богородского училища резьбы по дереву получат преимущество при наличии профессиональных навыков!!!

Куплю брёвна тополя диаметром от 35см при длинне от 1м.


Требуется столяр для изготовления домиков на колодец (г. Раменское)

E-MAIL: s909001@yandex.ru


У нас на сайте
Вячеслав Черношей - резчик нэцке и окимоно. Использует для изготовления своих работ дерево, янтарь, кость. Подробней... Посмотреть
резьба по дереву
Самшит,инкрустация янтарем.
Правовая информация о копировании материалов сайта